суббота, 14 января 2012 г.

Интервью News.Az с политологом Тофиком Аббасовым

Тофик Аббасов: « На фоне эскалации положения с Ираном даже несерьезно говорить о карабахском конфликте»

Глава внешнеполитического ведомства Турции Ахмед Давутоглу в январе прибудет с визитом в Азербайджан. Как передают а турецкие СМИ, об этом сообщил представитель МИД Турции Сельджук Унал. По его словам, Ахмед Давутоглу посетит Нахчыван 17 января, где пройдет трехсторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана, Ирана и Турции. Чего Вы ожидаете от этой
встречи?

В Нахчыване встреча глав МИД тройки уже имела место. И главы государств также встречались, так что похоже главный город автономии станет некоей точкой для регулярных консультаций. В нынешнее неспокойное время накопилось достаточно горящего материала, чтобы внести ясность на позиции сторон.
Я не исключаю, что после встречи глав внешнеполитических ведомств состоится еще и рандеву первых лиц. Ситуация такова, что эта тройка обречена быть на короткой ноге по отношению к друг другу по ряду причин. Во-первых, страны действительно исторически скреплены ввиду религиозно-этнических особенностей. Во-вторых, им не выгоден приход в регион сторонних сил, поскольку тут имеется достаточно серьезный конфликтный потенциал, и в случае прихода чужаков баланс собьется. Взять хотя бы курдский вопрос. И в-третьих, региона богат, имеет высокое транзитное реноме, что делает его привлекательным для монстров. Потому имеет глубокий смысл для тройки наличие четкой программы согласованных действий во избежание нештатных эксцессов.

Но едины ли взгляды на будущее региона у Азербайджана, Турции и Ирана?

Хороший вопрос. Они по определению не могут быть едиными. Чтобы аккуратно обходить острые углы и не угодить в сферу интересов друг друга, и нужны частые консультации и договоренности.

Сужу и конкретизирую вопрос. Иран, как известно, всячески развивает отношения с Арменией, оккупировавшей 20% территории Азербайджана. Возможно ли радикальное изменение позиции официального Тегерана по этому вопросу в ближайшей перспективе?

Не думаю. В том, что Тегеран и Ереван останутся стратегическими партнерами на будущее, сомневаться не стоит. Во многом Иран на сближение с Арменией подталкивает Запад с его санкциями. Два соседних государства, как кажется, превратились в неразлучных партнеров в силу не благоприятствующих обстоятельств, хотя у этих отношений есть и историческая основа.
Вопрос даже не в том, что в Иране имеется многочисленная армянская диаспора. Еще во времена Шаха-Аббаса иранский правитель практиковал переселения христианских меньшинств. Именно тогда большую колонию армян он переселил под Исфаган, чтобы использовать рабочие руки армян в строительстве новой столицы, укрепрайона и других построек. Но это было сделано аккуратно, и армяне тогда с пониманием отнеслись к проекту. Та самая община поныне населяет окрестности Исфагана и самого города.
Ну а на нынешнем этапе главные векторы геополитики разводят по сторонам акторов международного права в соответствии в реальными интересами. Ереван прочно держится за южного соседа, поскольку зависим от него экономически. А Тегеран, даже если выйдет из сложившейся ситуации, будет стараться не терять освоенное рыночное поле Армении.

А чего Вы ожидаете от предстоящей в Сочи встречи президентов России, Азербайджана и Армении?

Только лишь осуществления технических процедур, да и предварительного обсуждения перспективной повестки, да и то в общих чертах. Россия, конечно же, не откажется от своей роли главного посредника, но и торопиться с новыми инициативами также не будет. Но это не означает, что у нее нет и не будет плана действий. Скорее, он уже есть, и осуществление его положений будет регламентироваться в обусловленном от внешних факторов режиме.

Какой будет ситуация в нашем регионе в 2012 году, и есть ли вероятность на их фоне сдвига с «мертвой точки» процесса урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?

Думаю, градус напряженности пока не будет спадать. Откровенно говоря, на фоне эскалации положения с Ираном даже несерьезно говорить о карабахском конфликте.
Он на стадии урегулирования, хотя и есть вероятность возобновления военных действий. А иранская же проблема движется в сторону грозной радикализации. Внимание крупных игроков целиком сосредоточено на Персидский залив.
Конечно, нельзя сказать, что остальные проблемы региона задвинуты в самый отдаленный ящик. Осторожные действия вокруг замороженных проблем, конечно же, будут предприниматься. Но для рельефных действий нужна будет более благоприятная международная атмосфера, когда сопредседатели соблаговолят сконцентрироваться на проблеме Карабаха.

Акпер Гасанов

Комментариев нет:

Отправить комментарий