В преддверии очередной годовщины Ходжалинского геноцида, 20-летняя азербайджанская девушка Зарифа Гулиева (чья мать, будучи беременна ею, была вынуждена бежать из города Ходжалы, спасаясь от армянских вандалов) написала письма в адрес президентов Франции и Армении.
1news.az приводит текст данных писем без изменений.
Напомним, что в ночь на 26 февраля 1992 года армянские отряды наемников при поддержке 366 мотострелкового полка СНГ напали в Нагорном Карабахе на азербайджанский город Ходжалы.
В ту ночь армянскими бандитами был совершен Геноцид против 7-тысячного населения города. В результате зверств армян 613 жителей Ходжалы были убиты, 487 человек стали инвалидами, 1275 - старики, дети, женщины были подвергнуты унижениям и пыткам в плену. О судьбе 150 человек до сих пор ничего не известно. 106 убитых в Ходжалы - женщины, 63 - дети, 70 - старики. В результате Ходжалинской трагедии было полностью уничтожено 8 семей, 24 ребенка потеряли обоих родителей, а 130 детей - одного из родителей. 56 человек были убиты с особой жестокостью.
ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ ФРАНЦИИ НИКОЛЯ САРКОЗИ
«Уважаемый президент Франции, господин Николя Саркози!
Пишет Вам Гулиева Зарифа – азербайджанка из Карабаха, из города-призрака Ходжалы. Мне 20 лет. Ровно столько, сколько исполнится одной из самых чудовищных трагедий минувшего века - Геноциду мирного азербайджанского населения в городе Ходжалы. Вам знакомо это название? Это населенный пункт, где 26 февраля 1992 года в результате чудовищного преступления, осуществленного оккупационными армянскими вооруженными формированиями, 613 человек были убиты, более 1275 - взяты в плен, 150 - пропали без вести, 487 были покалечены и стали инвалидами. Вся «вина» этих людей состояла в том, что они были азербайджанцами. Скажите, если это не Геноцид, тогда что называть Геноцидом?
Если у вас есть сомнения в выборе слов, характеризующих это преступление против человечества, то я сообщу Вам, что Ходжалы является городом-побратимом чешского Лидице, который в годы Второй Мировой войны был практически стерт с лица земли немецкими фашистами. Перед нами – редчайший случай, сплотивший два города, переживших ужасающие преступления против человечества.
Я знаю, что Вы – счастливый муж и отец. Ваша супруга, прекрасная Карла Бруни 19 октября 2011 года родила Вам дочь Джулию. Я желаю девочке вырасти здоровой и счастливой. У нее для этого есть все возможности. А Вас я прошу учесть, что в числе тех, кто был уничтожен армянскими фашистами в Ходжалы - 106 женщин и 63 ребенка. Поверьте, я не знаю ответа на вопрос: что страшнее - погибнуть от рук кровожадных убийц, или жить, понимая, что никогда уже не вернешь своего отца, который погиб и остался в Ходжалы навсегда. Думаю, как отец Вы сможете представить, что значит расти ребенку без отца – без жизненной опоры, без одного из родителей. Наряду с отцом в Ходжалы были убиты мой малолетний брат, бабушка, дяди, в общей сложности наша семья потеряла 22 человека.
Нас вырастила мама, она нас воспитала, дала самое главное в жизни – любовь к Родине и понимание ценности человеческой жизни. Мы никогда не забудем Ходжалы, так как 4 огнестрельных ранения и осколки, оставшиеся в теле моей мамы, оставшиеся с той страшной ночи, постоянно дают о себе знать. Эти осколки убивают ее каждый день, заставляя вспоминать ужасы Ходжалы. Такие осколки живут в каждом из нас – жителей Ходжалы.
Вам, господин президент, интересно будет прочитать о том, что российский телерепортёр Юрий Романов (в своей книге «Я снимаю войну») вместе с азербайджанским журналистом Чингизом Мустафаевым, первым побывавшим на месте трагедии, следующим образом вспоминал момент прибытия на место гибели мирных жителей: «Я выглядываю в круглое окошко (вертолёта) и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На жёлтой траве предгорья, где в тени ещё дотаивают серые лепёшки снега, остатки зимних сугробов, лежат мёртвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка… Глаз вырывает из месива тел две фигурки — бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны ещё и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырёх, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломлённый, я даже не сразу вспоминаю о камере…».
Мне бы очень хотелось увидеть Ваши глаза, господин Саркози, после того, как Вы прочтете эти воспоминания. Уверена, что я увидела бы слезы и боль мужественного человека, умеющего сострадать чужому горю. И потому я надеюсь на то, что Вы сумеете дать должную и справедливую оценку Геноциду азербайджанцев в Ходжалы.
Хочу верить в то, что Вы и возглавляемая Вами партия «Союз за народное движение» инициируют рассмотрение в Сенате Франции закона о признании Геноцида в Ходжалы. Тем самым Вы измените о себе мнение в Азербайджане и опровергните утверждения о своей прямой зависимости от армянской диаспоры и армянского лобби Франции. Такое мнение утвердилось у азербайджанского народа особенно после того, как Вы выступили с инициативой принятия законопроекта, по которому будут сажать в тюрьму и штрафовать каждого, кто не считает события 1915 года в Османской империи геноцидом армян.
Президенты приходят и уходят, а имена политиков остаются в истории благодаря их поступкам. Ваша личная инициатива по возданию справедливости Сенатом Франции виновникам Геноцида мирного азербайджанского населения в Ходжалы станет прекрасной возможностью оставить свое имя в истории азербайджано-французских отношений.
Понимаю, сколь труден будет этот шаг. Но позволю себе сообщить, что международная правозащитная организация Human Rights Watch уже назвала трагедию в Ходжалы «самой большой резнёй за время армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта». По мнению этой организации, армянские формирования несут прямую ответственность за гибель гражданских лиц.
Время быстротечно. Вполне возможно, что уже через те самые 20 лет, что я живу на свете, не имея возможности увидеть родную землю, через те самые 20 лет, что уже прошли с момента Геноцида в Ходжалы, это преступление против человечности будет признано во всем мире. Так что выбор перед Вами. Вы и только Вы решите, - остаться в истории политиком, который помог торжеству справедливости, или тем, кто во главу угла поставил свои личные интересы, опасаясь назвать преступление преступлением,
Зарифа Гулиева».
ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ АРМЕНИИ СЕРЖУ САРГСЯНУ
«Президенту Армении, господину Сержу Саргсяну!
Пишет Вам Гулиева Зарифа – азербайджанка из Карабаха, из города-призрака Ходжалы.
Вам ведь знакомо это название. И знакомо не только потому, что являетесь уроженцем исторически азербайджанского города Ханкенди, который в советское время входил в состав Азербайджанской ССР, называясь Степанакертом.
И не потому, что Ходжалы находится близ города Агдам, который, по Вашим же словам, «не ваша земля». Кстати, это Ваше утверждение, сделанное в том числе и в 2009 году в Ереване в ходе встречи с представителями интеллигенции Азербайджана и Армении, не спасло Агдам от переименования в Акне.
Уверена, что Вам известно: Ходжалы - это населенный пункт, где 26 февраля 1992 года в результате чудовищного преступления, осуществленного оккупационными армянскими вооруженными формированиями, 613 человек были убиты, более 1275 - взяты в плен, 150 - пропали без вести, 487 были покалечены и стали инвалидами.
Если у Вас есть сомнения в выборе слов, характеризующих это преступление против человечества, то я сообщу Вам, что Ходжалы является городом-побратимом чешского Лидице, который в годы Второй Мировой войны был практически стерт с лица земли немецкими нацистами.
А еще я напомню Вам, что международная правозащитная организация Human Rights Watch уже назвала трагедию в Ходжалы «самой большой резнёй за время армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта». По мнению этой организации, армянские формирования несут прямую ответственность за гибель гражданских лиц.
С момента осуществления этого чудовищного преступления, этого Геноцида мирного азербайджанского населения прошло уже 20 лет. Ровно столько, сколько мне, уроженке Ходжалы Гулиевой Зарифе.
В Ходжалах были убиты мой малолетний брат, бабушка, дяди, в общей сложности наша семья потеряла 22 человека. Нас вырастила мама, она нас воспитала, дала самое главное в жизни – любовь к Родине и понимание ценности человеческой жизни.
Эти ценности нам привила женщина, имеющая следы 4-х огнестрельных ранений, и в теле которой остались осколки – ежедневно напоминающие о действиях армянских боевиков. Эти осколки заставляют вспоминать ужасы Ходжалы. Такие осколки живут в каждом из нас – жителей Ходжалы. Они не дают нам забыть о трагедии. Трагедии, в которой виноваты армянские боевики, учинившие Геноцид мирного азербайджанского населения.
Я рассказала о себе. Знаю я и о Вас. К примеру, мне известно, что у Вас двое дочерей: Ануш и Сатеник. Они – будущие матери. А теперь, ответьте сами и спросите ответа у своих дочерей: в чем состояла вина уничтоженных армянскими фашистами в Ходжалы - 106 женщин и 63 детей?! Ответьте сами и спросите ответа у своих дочерей – желали бы они кому-нибудь из своих родных и близких столь ужасной участи?!
Я читала книжку британского журналиста Томаса де Вааля «Карабах – Черный сад». Там есть такой момент: « По поводу происшедших событий Саркисян высказался честнее и более жестко: «Но я думаю, что главный вопрос был совсем в другом. До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип].».
Вы давали читать эту книжку своим дочерям, господин Саргсян? Не думаю, что они будут в восторге от того, что их отец оценивал гибель мирных женщин, детей и стариков, как хороший повод сломать веру азербайджанцев в то, что и среди армян есть люди, которым близки такие почитаемые всеми религиями и народами мира качества, как гуманизм, человеколюбие, сострадание.
В той же книге Томаса де Вааля есть еще один момент. «Когда армянского военачальника Сержа Саркисяна попросили рассказать о взятии Ходжалы, он осторожно ответил: «Мы предпочитаем об этом вслух не говорить».
Прошло уже 20 лет с момента Геноцида азербайджанского мирного населения в Ходжалы. Мне кажется, что уже пора говорить вслух об этом страшном преступлении, господин Саргсян.
И было бы правильно, если бы именно Вы дали справедливую оценку Геноциду в Ходжалы, признав вину в этом преступлении армянских боевиков. Я не прошу у Вас повторить выдающийся, с точки зрения глубины покаяния за совершенные твоим народом преступления, поступок канцлера ФРГ Вилли Брандта, который 7 декабря 1970 года встал на колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто, откуда евреев увозили на смерть в Треблинку и Освенцим.
Я всего лишь прошу, чтобы Вы признали вину армянской стороны в Геноциде мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Этот шаг может стать кардинально новой страницей в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Этот шаг может создать атмосферу доверия между нашими странами и народами, по которой стреляли те, кто осуществил Геноцид в Ходжалы 20 лет назад.
Я уверена и в том, что мир даст справедливую оценку Геноциду мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Точно также я уверена, что не бывает вечных конфликтов и что соседние народы рано или поздно будут жить в атмосфере мира и взаимного доверия. И только от Вас зависит: произойдет ли это с Вашим участием, или без него.
Только Вы сами вправе решать: остаться в истории политиком, который сумел признать вину за прежние ошибки своего народа и помог торжеству справедливости и установлению мира между нашими народами, или тем, кто во главу угла поставил свои личные интересы, опасаясь назвать преступление преступлением, а точнее- предпочитая не говорить своего мнения на сей счет вслух.
Комментариев нет:
Отправить комментарий