среда, 15 февраля 2012 г.

Логика действий официального Тегерана: разрушать – не созидать

Созидать всегда было сложнее, чем разрушать. Вот и взаимоотношения между государствами стоятся годами , а разрушить их можно в одно мгновение. Дабы этого не случилось, каждая из сторон должна быть предельно осторожна в заявлениях, а тем паче в обвинениях в адрес соседнего государства. Ведь, необоснованные обвинения , даже после принесения оставят осадок в виде появившегося недоверия между государствами.

Говорю все это к тому, что Иран вручил послу Азербайджана в ИРИ Джаванширу Ахундову ноту протеста, в которой Иран обвиняет Баку в содействие израильским спецслужбам в ликвидации иранского физика-ядерщика М.Ахмади-Рошана. При этом, никаких доказательств причастности Азербайджана к смерти М.Ахмади-Рошана приведено не было.

Напомним, преподаватель Политехнического университета 32-летний Мустафа Ахмади Рошан погиб 11 января в Тегеране при взрыве заминированного автомобиля. Ахмади Рошан занимал пост заместителя директора по коммерческим вопросам на атомном объекте в Натанзе.

Подозрения в том, что в руки террористов попала секретная информация подразделений ООН, высказал заместитель постоянного представителя Ирана при ООН Эшаг аль-Хабиб. По его словам, для установления личностей ученых были использованы санкционный лист Совета Безопасности и беседы сотрудников Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с иранскими учеными.

Аль-Хабиб, выступавший в Совете Безопасности, отметил, что незадолго до своей гибели Ахмади Рошан встречался с инспекторами МАГАТЭ. Он обвинил сотрудников МАГАТЭ в несоблюдении должного режима секретности при проведении инспекций на атомных объектах Ирана. Представитель генерального секретаря ООН Мартин Несирки заявил, что организация проверяет предоставленную Ираном информацию. Повторяю, проверяет. Но уже до оглашения результатов этой проверки, Иран позволяет себе делать собственные выводы и обвинять в случившемся Азербайджан.

А ведь степень ответственности того или иного человека , а тем более государства к тому или иному преступлению определяет не МИД, а суд . Решения суда, в котором бы черным по белому было написано , что в смерти иранского физика –ядерщика виноват Азербайджан, тоже нет.

Тут также уместно напомнить,, что в Тегеране ранее уже совершались убийства ученых-ядерщиков. В январе 2010 года профессор Тегеранского университета Масуд Али Мохаммади погиб у своего дома. В ноябре 2010 года в результате взрывов в Тегеране погиб ядерщик Маджид Шахриани, а его коллега доктор Ферейдун Даваниаббаси и их жены получили ранения. Тогда в фокус иранского обвинения попадали спецслужбы Израиля и стран Запада Об Азербайджане тогда не было и речи. Теперь же, в Иране было решено обвинить в причастности к преступлению и нашу страну. Причем, без каких-либо на то реальных оснований.

А тем временем, есть еще один момент, требующий внимания. Недавно в Иране в течение пяти дней умерли четыре высокопоставленных представителя командования Корпуса стражей исламской революции. Среди умерших оказались занимавшийся разработкой нетрадиционных видов оружия сотрудник тегеранского Института Имама Хусейна, бывший глава Университета Стражей революции, высокопоставленный разработчик электронных видов вооружения, а также генерал, принимавший участие в ирано-иракской войне.

Официальной причиной смертей военных, которым было от 50 до 55 лет, были названы инсульты и сердечные приступы. Между тем, в публикации иранских СМИ содержатся намеки на то, что они могли быть убиты, а также отмечается, что смерти произошли на фоне продолжающейся борьбы за власть среди различных политических групп.

В начале января 2011 года бывший командующий военно-морских сил Корпуса стражей Хусейн Алаеи опубликовал открытое письмо, в котором подверг критике действия верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи при разгоне антиправительственных демонстраций в 2009 году. Впоследствии Алаеи заявил, что письмо было неправильно истолковано, однако это привело к повышению напряженности внутри иранских властных структур.

Простая логика подсказывает, что нельзя отметать и версию о том, что убийство М.Ахмади-Рошана также связано с повышением напряженности внутри иранских властных структур. Но, мы в итоге видим, что в Иране , судя по всему, все для себя уже решили. Там сочли необходимым обвинить Азербайджан. Эти действия официального Тегерана являются ошибочными и весьма смахивающими на попытку сознательного охлаждения отношения с Азербайджаном.

В логику данной линии официального Тегерана укладывается и недавний скандал, вызванный тем, что Посол Исламской Республики Иран в России Махмуд Реза Саджади отвечая на вопрос «Пакистан и Мексика признали Ходжалинский геноцид, собирается ли Иран сделать аналогичный шаг», заявил, что слышит об этом впервые: «У меня нет информации о Ходжалинском геноциде. Поэтому я не могу отвечать на ваш вопрос». Выскажу уверенность в том, что дипломат такого уровня просто не может не знать о массовом уничтожении мирного азербайджанского населения в Ходжалы, не может быть не в курсе трагедии, которой в этом году исполняется уже 20 лет.

Куда логичнее предположить, что и этот ответ ИРИ в России также является демонстрацией недружественного отношения официального Тегерана к Азербайджану. И это наиболее ярко проявляется в виде всестороннего углубления отношений между Ираном и Арменией, которая оккупировала и держит под своим контролем 20% территорий нашей страны.

В частности, в Армении уже действует газопровод из Ирана протяженностью 140 км мощностью 2,3 млрд. кубометров в год. Ведутся работы и над проектами строительства ГЭС и железнодорожной магистрали, финансируемыми иранской стороной. В Лорийской области на севере республики введена в эксплуатацию ирано-армянская ветряная электростанция мощностью 2,64 мегаватт. Кроме того, существует проект железной дороги Иран-Армения, реализация которого позволит последней пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход во внешний мир.

Ну и наконец, существует проект нефтепровода протяженностью 365 км, который будет брать начало в Табризе и по которому будет ежедневно доставляться 1,5 млн. литров бензина и дизельного топлива в город Ерасх на юго-западе Армении. Работы по строительству трубопровода общей стоимостью 160-180 млн. долларов должны начаться в этом году и завершиться к 2014 году. Стороны договорились, что Иран покроет расходы на строительство участка нефтепровода, проходящего по иранской территории, а Ереван – по территории Армении.

Таковы реальные шаги Ирана, который, вопреки громогласным заявлениям о мусульманском единстве, всесторонне развивает отношения с Арменией, оккупировавшей территории мусульманского же Азербайджана. И то, что Иран вручил послу Азербайджана в ИРИ Джаванширу Ахундову ноту протеста, в которой Иран обвиняет Баку в содействие израильским спецслужбам в ликвидации иранского физика-ядерщика М.Ахмади-Рошана, вполне укладывается в логику истинного отношения официального Тегерана к Азербайджану. Это отношение направлено на разрушение , а не на созидание атмосферы доверия и добрососедства между нашими странами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий